О двух образах жизни

Различение

Заинтересованные в духовном прогрессе веками принимали миро­воззрение, приемлемое лишь для отшельнического образа жизни…
«Как есть два типа людей — люди мысли и люди действия — так есть и два образа жизни: образ жизни- отшельника для человека мысли и образ жизни домохозяина для человека действия. Человек мысли после медитации занимается мыслительной деятельностью созерцания и таким образом достигает интеграции трансцендентального и бодрствующего со­стояния сознания, тогда как человек действия после медитации возвра­щается в поле действия и таким способом достигает той же цели.

Итак, Гьяна Йога отшельника и Карма Йога домохозяина отличаются друг от друга лишь фазами деятельности. Человек одного типа посвящает себя умственной деятельности мышления, различения и принятия решения относительно природы мира и Божественного; другой посвящает себя деятельности, не делая процесс мышления средством осуществления. Та­ким образом оба «занимаются деятельностью постижения после достиже­ния трансцендентального» сознания.

Господь говорит Арджуне, что эти два пути постижения передаются из поколения в поколение с незапамятных времен. Это два разных пути для двух разных типов людей, которые ведут два разных образа жизни.

К несчастью, была создана путаница в понимании этого принципа по­стижения прямого пути эволюции. Если домохозяин примет мировоззрение Йоги знания, тогда он попадет в мир мысли и станет менее практичным. Подобным же образом, если отшельник воспримет мировоззрение Йоги действия, он утратит возможность беспристрастного различения и постоян­ного потока созерцания. Он попадет в поле действия, на ярмарку жизни.

Оба пути равноценны для развития космического сознания Карма Йога» и Гьяна Йога — каждая являет прямой путь к осуществлению, но избранный путь должен подходить образу жизни и естественным склонностям ищущего. Домохозяину не следует пытаться постигать через Санкхью, или Гьяна Йогу, пусть он примет путь Карма Йоги и, осуществляя стремления мирской жизни, он естественным и гармоничным образом достигнет космического сознания. Точно так же отшельнику, или саньяси, не нужно стремиться принять путь Карма Йоги. Пусть он следует учению Санкхьи, или Гьяна Йоги, и, осуществляя стремления отшельнического образа жизни, он так же естественно и гармонично придет к космическому сознанию.

Заинтересованные в духовном прогрессе веками принимали миро­воззрение, приемлемое лишь для отшельнического образа жизни. Совер­шенно оправданному для тех немногих, кто удалился от мира, этому мировоззрению нет места в жизни подавляющего большинства челове­чества, ведущего образ жизни домохозяина. Путь Карма Йоги, в отличие от пути знания, — это не путь мышления или интеллектуального пони­мания; это непорочный путь действия, дополненный Трансцендентальной Медитацией. В Карма Йоге нет места размышлениям о божественном “Я”, или Боге. Те, кто, занимаясь действием, пытаются думать,_о Боге, не могут преуспеть в приведении ума к сознанию Бога на уровне трансцен­дентального Божества, не преуспеют они как следует и в поле действия, потому что действие становится слабым, когда ум не полностью отдан ему. Это равносильно потере в обоих направлениях. Они не становятся полностью ни людьми Бога, ни преуспевающими людьми в миру.

Для тех, кто хочет преуспеть и в поле Божественного, и в миру, есть путь Карма Йоги — несколько минут медитации утром и вечером и обычная деятельность в остальное время дня. Медитация, однако, должна быть такого рода, чтобы привести ум прямо к трансцендентальному сознанию, а деятельность в течение дня должна осуществляться с легкостью и без напряжения.

В уме должно зародиться, что практика медитации обязательна для обоих — и для отшельника, и для домохозяина. В то же время для просветления обязательно, чтобы и тот, и другой после практики меди­тации занимались деятельностью, — деятельность интеллекта, как в случае отшельника, или чувств, как в случае домохозяина, духовна.

Отшельнику дается особый принцип мышления, который служит для того, чтобы удержать и укрепить его на пути отрешения. Так же точно домохозяину предоставляется особый принцип действия, чтобы удержать и укрепить его на его пути действия. Эта деятельность после медитации важна для интеграции бодрствующего и трансцендентального состояний сознания, но фактическое содержание мышления отшельника и действия домохозяина никоим образом не содействует интеграции двух состояний сознания. Деятельность физическая и умственная ценна, так как служит причиной для того, чтобы вызвать такую интеграцию. Разумеется, содер­жание мысли и действия обладает своей ценностью для двух образов жизни, но оно не затрагивает поля Бытия.

Цель обоих путей — утвердить человека на уровне сознания, на ко­тором он будет наслаждаться жизнью, полной значения, установившись в вечной свободе сознания-блаженства. Такой человек становится более сильным и преуспевающим в своем собственном образе жизни — дея­тельность домохозяина и уединение отшельника полностью защищены и приведены к осуществлению.»

Из комментария к стиху 3 главы 3 Бхагават Гиты

«Саньясины* (1) не обладают обычным функционалом общепринятых жизненных ценностей; они сводят на нет физический аспект жизни.

Исходный принцип жизни отшельника в том, что вовлечение в мирские дела не позволяет достичь совершенства в жизни.

Но мы не подразумеваем такого в нашем Движении Духовного Возрождения* (2). Это [точка зрения саньяси], само по себе, не является методом.

Такое понимание ошибочно, потому что метод быстрой окраски ткани заключается в погружении в краску и вывешивании её на солнце. Пусть она выгорает, пока часть цвета не исчезнет. Опустите ткань в краску и затем вывесьте её на солнце.

Таким образом, вывешивание на солнце также является частью быстрого окрашивания. Если вы не позволите краске выгореть, вы можете решить, что она окрашена, но краска может исчезнуть в любой момент, когда вы выйдите на солнце.

Поэтому, чтобы быть уверенным, что краска закрепилась, необходимо поместить ткань в краску и вывесить её на солнце. Ум, обретая трансцендентное состояние Бытия во время медитации, выходит и действует в миру.

Единственное различие между жизнью домохозяина и саньясина заключается в том, что домохозяин вовлекается в сферу деятельности на уровне чувств, а саньясин занимается умственной деятельностью. Действие должно быть предпринято, чтобы трансцендентное состояние сознания могло «выгореть» в сфере деятельности.

Саньясин занимается умственной деятельностью — он думает, думает и думает.

Думает о мире с точки зрения нитья (санскр. «вечного»). Он обращается со своим умом так, что бы видеть всё как ничто, как мираж. Как сон, в котором нет субстанции. Во время сна всё кажется правдой, но позже всё исчезает. Так что, мир похож на сон, похож на мираж, он не существует, он существует только в уме. Вот такое обращение с мыслями.

Это очень сложное упражнение — видеть дерево и видеть его полностью как ничто (смеется). Это похоже на тяжелую деятельность домохозяина — бегать по рынку, уставать и засыпать. Эта огромная физическая активность домохозяина подобна огромной умственной деятельности саньясина, который воспринимая мир как реальность, не желает этого.

Дело в том, что это огромная ответственность, такая же, как у домохозяина, которому предписано ходить на рынок и глубоко вникать в эту область, заниматься физическим трудом, зарабатывать что-то и поддерживать семью. Такое давление, вызванное деятельностью, является необходимым после обретения трансцендентального сознания во время утренней медитации. Это то, о чём Господь Кришна сказал: «Йогастха куру кармани». Приведите ум к Я, то есть «Йогастха», станьте йогом, а затем выйдите, чтобы действовать.

В сфере действия есть различие между домохозяином и саньясином. Домохозяин вовлекается в энергичную активность на уровне чувств, а саньясин вступает в энергичную активность на ментальном уровне. В этом разница. Это его [саньясина] рынок — размышление и размышление.

Кумбха Мела, Индия; 1966г.

Примечание:

[1] Саньясины- те, кто ведут отшельнический образ жизни;

[2] Движение Духовного Возрождения  -это первое название всемирного проекта, созданного Махариши, когда он начал свой путь обучения медитации.

admin
Оцените автора
Эпохе Просветления
Добавить комментарий